В ближайшее время:
Audi Q5
Mitsubishi ASX
Lada Vesta SW Cross
Renault Koleos
Mazda CX-5

Дороги Грузии. Коровы, познавшие дзен

Автопортрет
1.jpg

Правила нарушать нельзя, штрафы большие. Поэтому ездить нужно так - посмотри вперед, нет ли полиции, посмотри назад, нет ли полиции, и если нет, то можно нарушать. Этому меня учил опытный водитель-грузин, который на протяжении многих лет возит по стране туристов. Я проехал по дорогам Грузии за последний год 5 тысяч километров. Ездить можно, если учитывать местную специфику.

Во время последней поездки в Грузию в этом месяце я наблюдал, как полицейская машина с выключенной мигалкой, в горах, в закрытом повороте, по встречке, под знак "обгон запрещен", обгоняла платформу, на которой перевозили большой трактор. Тягач с платформой сопровождали другая полицейская машина спереди и пикап спасателей сзади. Вслед за полицейскими на обгон устремились еще несколько водителей. Подобное в Грузии далеко не редкость, причем такие обгоны совершают не только водители легковых машин, но и фур. Менталитет, однако.

2. Многие грузинские дороги очень живописны
2.jpg
3. Водители грузовиков в Грузии любят погонять и, конечно, через сплошную
3.jpg

Когда в Грузии стали бороться с коррупцией в полиции, заодно решили навести порядок на дорогах. Коррупцию действительно победили, давать взятки местным гаишникам теперь никто даже не пытается, а вот с порядком не вышло. Может быть потому, что не очень-то и старались. Ведь штрафы в Грузии сначала резко подняли, но потом решили, что выходит дороговато, и их снизили в два раза. Кстати, полицию боятся, но не слишком-то уважают. Однажды я наблюдал, как один нетерпеливый водитель обогнал тихоходов по встречке на глазах у стоявших на обочине полицейских, а потом улепетывал от них по той же встречке, когда они включили мигалку и начали погоню. Попреследовав его некоторое время, полицейские плюнули, бросили эту затею, развернулись и поехали обратно.

В движении по грузинским городам есть своя логика - все едут, как хотят. Для того, чтобы не попасть в аварию, грузины постоянно сигналят. Если вы услышите от водителя сзади идущей машины сигнал, а потом он пойдет на обгон - не обижайтесь. Он не выражает таким образом возмущение вашей медлительностью, просто сообщает, что собирается обгонять. Когда вы, к примеру, въезжаете на парковку, тоже лучше посигнались, местные от вас этого ждут. Отсюда правило - хочешь что-то сделать на дороге, посигналь.

Качество дорог разное, особенно по весне. В марте - апреле трассы предстают во всей красе. Безбашенному водителю будет несложно оставить колеса в ямах. Иногда грунтовки даже предпочтительнее асфальта - они ровнее и там можно ждать подвоха, а вот неожиданно возникшая посреди в общем-то нормальной дороги яма может стать крайне неприятным сюрпризом. Грунтовки находятся в хорошем состоянии еще и из-за геологических особенностей - почвы каменистые, поэтому дорога не раскисает и не разваливается, на ней не образуются колеи, а во время дождей вода быстро впитывается в землю. Исключение - Сванетия. Там популярная у туристов грунтовая дорога, которая связывает Местию и Ушгули классно раскисает во время дождя. В хорошую погоду эту дорогу можно преодолеть на не очень высоком кроссовере, но если пойдет дождь, обратно вы не вернетесь, пока все не высохнет.

4. Тут видно плоховато, но местами асфальт заменяет щебенка
4.jpg
5. Стандартная грузинская яма на дороге
5.jpg
6. Ям на асфальтовых дорогах много
6.jpg
7. А вот грунтовки вполне приличные. И красивые
7.jpg
8. Дорога в глухой деревне между Вардзией и Ахалцихе
8.jpg

А еще в Грузии есть дорога, по которой не советует ездить никто. Никогда! Даже если машина не ваша! Не надо! Это дорога Ахалцихе - Батуми. По карте может показаться, что это идеальный вариант, но дорога как после нескольких лет интенсивных бомбежек новейшими высокоточными бомбами с удвоенным зарядом. Поэтому местные предпочитают делать огромный крюк и ездить в Батуми через Боржоми, по времени получается все равно быстрее. Подобный ад я встречал только на Кубе и только в одном месте - это короткая дорога из Баракоа до Гварделаваки. Передвигаться там можно со скоростью 10 км/ч, не больше.

Эмоций на грузинских дорогах, как и вообще в Грузии, хоть отбавляй. Причем, в случае аварии каждый водитель будет до последнего стоять на своем и утверждать, что прав именно он, даже если он попал в аварию, когда ехал пьяным по дороге с односторонним движением в противоположную сторону. Кроме того, нельзя исключать, что вдоволь наругавшись, участники аварии, после оформления протокола, вместе отправятся выпить в ближайший ресторан. Еще одна особенность грузинских водителей - необычайная отзывчивость. Если у вас что-то случится на дороге, ВСЕ проезжающие мимо тут же остановятся и предложат помощь.

А вот от того, как в Грузии относятся к пешеходам, меня просто коробит и плющит. Для большинства грузинских водителей пешеходов просто не существует, даже если они находятся на зебре. Причем, это касается всех без исключения. Даже если дорогу решит перейти древняя бабушка, ей не будет пощады. Как учил меня местный полицейский(!), прежде чем переходить дорогу, нужно осмотреться, оценить скорость движения машин, сопоставить ее со своей скоростью бега и, если успеваешь перебежать дорогу до того, как машина достигнет перекрестка, бежать. При этом нужно учитывать, что машина может ускориться. Конечно, все люди разные, в том числе в Грузии. Есть водители, которые пропускают пешеходов. Таких наберется процентов десять.

9. Грузинские пешеходы переходят дорогу с большой долей фатализма
9.jpg
10. Периодически попадаются иностранцы-велосипедисты. Местные относятся к своей жизни бережнее
10.jpg
11.
11.jpg
12. Гужевые повозки тоже не редкость
12.jpg

Еще в Грузии любят ремонтировать дороги. При этом ставить какие-то обозначения и предупреждающие знаки не любят. Иногда половину дороги, находящуюся на ремонте, могут лаконично огородить бетонными блоками. Особенно "приятно" встретить такую неожиданность ночью, едешь, едешь по неосвещенной трассе с разрешенной скоростью 90 км/ч и тут на тебе, в твоей полосе на двухполосной дороге бетонный блок. Еще в Грузии очень любят ямочный ремонт. При его проведении могут вырезать как пятачок формата А4, так и кусок асфальта длиной в несколько десятков или даже сотен метров. Как и положено, в результате на дороге образуются ямы глубиной 5-8 см с прямыми как теорема Пифагора углами. Естественно, тоже никаких предупреждающих знаков.

13. Ремонт дорог - отдельная тема. Видите предупреждающие знаки?
13.jpg
14. Хорошо, если технику на ночь уберут с дороги. Кстати, белый не стоит, он объезжает ремонт по обочине
14.jpg
15. Вон он вдалеке
15.jpg

Еще местной фишкой являются познавшие дзен коровы и другие домашние животные, медитирующие на дорогах. Сигналить им или пытаться еще каким-то образом из машины мотивировать их к тому, чтобы они уступили дорогу, бесполезно. Они будут безмятежно плыть по асфальту, медленно переставляя ноги. Собственно, шагают они с той же интенсивностью, что и жуют. Когда коровы заняли всю дорогу, а ехать нужно, следует оглядеться и, если поблизости нет пастуха, выйти из машины и нежно дать корове чем-нибудь тяжелым по пятой точке. Дзен как рукой снимает, проверено.

Животных, которые еще не познали дзен, в Грузии мало, но от этого они еще более опасны. Они могут долгое время маскироваться под своих товарищей, еле-еле передвигая ноги, а потом метнуться под колеса или попытаться боднуть машину рогом. Кстати, если увидите на дороге свиней с деревянным треугольником на шее, не удивляйтесь, это не защита от машин, а приспособление, которое не дает свиньям пролезать через дырки в заборе в чужие огороды. Добавлю, что животных можно встретить в Грузии в самых неожиданных местах, в том числе на федеральных трассах. Там они тусуются, в основном, на развязках и съездах. Особенно большую проблему представляют животные, припозднившиеся к ужину, и бредущие домой в темноте. Они часто становятся причиной аварий. По грузинским законам, если на дороге не установлен знак «Осторожно, животные!», в аварии виноват владелец коровы, осла или свиньи, попавшей под колеса. Знаков таких в стране практически нет, поэтому в подавляющем большинстве случаев найти хозяина сбитого животного не удается.

16. Полиции на дорогах много
16.jpg
17. Есть и такие трассы
17.jpg
18. Образцовый туннель. В необразцовых вместе с темнотой появляются ямы глубиной по колено
18.jpg
19.
19.jpg

Отдельная тема – парковщики в Грузии. Это люди, которые выбирают себе участок улицы и начинают брать деньги за парковку на нем. Это как дедушки, которые не могут прожить на пенсию, так и крепкие молодые ребята. Дедушки чаще встречаются на парковках у храмов, крепкие увальни в самых бойких местах. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев парковочный бизнес нелегален, в стране принято платить парковщикам. В качестве оплаты подойдет любая мелочь. Если заплатите слишком мало, сразу поймете это по выражению лица парковщика, если не заплатите вовсе, узнаете про себя много нового на грузинском языке.

20. Парковщик второго типа
20.jpg
21. Мужчины за работой
21.jpg
22. Грузинские дороги - благодатное поле для съемки
22.jpg
23. Таких указателей много. Постоянный соблазн
23.jpg
24. Вот что бывает с теми, кто ему поддается
24.jpg

В завершение хочу сказать, что на грузинских дорогах иногда встречаются и пьяные водители. По местным законам, впервые попавшегося пьяным водителя не лишают прав, а лишь штрафуют. Правда, штраф большой, 500 лари, около 15 тысяч рублей на наши деньги. Для Грузии этого очень много, больше, чем многие получают за месяц. Водителя, попавшегося пьяным за рулем вторично либо снова штрафуют, либо лишают прав на два года.

Размеры остальных штрафов превышают российские и составляют от 50 до 100 лари (1500 – 3000 руб.). 50 лари берут за небольшое превышение скорости. Камеры на дорогах есть, но их немного, часто бывает, что знак, предупреждающий о камере есть, но местные летят, не снижая скорости, значит, в действительности никаких камер поблизости нет.