В ближайшее время:
Audi Q5
Mitsubishi ASX
Lada Vesta SW Cross
Renault Koleos
Mazda CX-5

Маслобойня Shell в Торжке

Автопортрет
1.jpg
Директор завода Константин Рубин показывает, как нужно пользоваться алкотестером

Пьяницам здесь не место. За день до поездки на завод компании "Шелл" в Торжок от употребления спиртного даже в минимальных дозах лучше отказаться. На проходной установлен алкотестер, подшофе внутрь не пускают. Все, начиная от рядовых сотрудников и заканчивая руководителями "Шелл", которые приезжают в Россию, должны взять одноразовую трубочку и дунуть в прибор. Зеленый свет - можно идти, красный - у вас проблемы.

Подобная пропускная система - специфика России и ЮАР, на европейских предприятиях "Шелл" алкотестеров нет - там это противоречит закону и считается нарушением прав человека. На заводе в Катаре алкотестеров нет по другой причине - в стране никто не пьет. Но правила безопасности строгие везде. Даже по лестницам сотрудники и посетители должны ходить, только держать за перила. Всюду стоят видеокамеры, нарушителей отслеживают и могут выпроводить с завода, если это посетители или наказать административно, если речь идет о сотрудниках. Перед посещением завода обязательно надеть униформу, каску и переобуться в специальные ботинки со стальной защитой пальцев на случай, если на ногу что-то упадет. Правила на первый взгляд граничат с маразмом, но позволяют избежать несчастных случаев на производстве, которое относится к разряду опасных. Завод в Торжке работает уже четвертый год и за это время на нем не зафиксировано ни одного серьезного ЧП. Как сказал мне директор завода, его задача, чтобы все рабочие, приехавшие утром на смену, вернулись вечером к своим семьям.

2. Время в Торжке, Гамбурге, Лондоне и Хьюстоне
2.jpg
3. В автобусе всех заставляют пристегнуться, прямо как в Швеции
3.jpg
4. Чтобы не забыли взяться за перила
4.jpg
5. Пройти на завод можно только в таких башмаках
5.jpg
6. Алкотест
6.jpg
7.
7.jpg
8. Некоторые были очень серьезны
8.jpg
9. Вдоль дороги на завод таблички с предупреждениями
9.jpg

Второе, за чем очень строго следят в Торжке, - розливы масла. Всего с момента запуска предприятия зафиксировано три небольших розлива. Они произошли в цехах из-за повреждения тары. Разлившееся на пол масло быстро собрали, в почву оно не попало. Кстати, на предприятии регулярно делают анализ проб земли и грунтовых вод, никаких загрязнений не обнаружено. Правда, я видел одну подозрительную кучку абсорбирующего материала, насыпанную под системой труб и кранов (см фото), но на вид она была сухой.

Масло и присадки поступают на завод двумя способами - по железной дороге и в автоцистернах. Соответственно, на территории завода есть два пункта разгрузки. Хранятся компоненты в больших цистернах. По мере поступления заказов их перекачивают в цех, где происходит смешивание так называемого базового масла и присадок, которые придают ему определенные свойства. Затем продукция фасуется в бочки, ведра или канистры и отправляется на склад. Любопытно, что главное помещение - цех смешивания, самое маленькое на заводе, цех упаковки в 2-3 раза больше, а склад - самое большое помещение. В настоящее время предприятие "Шелл" в Торжке, рассчитанное на производством 200 млн литров масла в год, загружено примерно на треть своих мощностей. Правда, прямой подсчет здесь не совсем уместен. Дело в том, что заказы поступают неравномерно, к примеру, после нового года их почти нет и рабочих могут отпустить на каникулы, зато потом заказы начинают приходить по нарастающей. Такую неравномерность используют во благо - завод не приходится останавливать для настойки или ремонта оборудования, все работы проводятся, когда нет заказов. На автомобильных заводах делают перерыв на пару недель в год для переналадки линий и регламентных работ.

10. Станция пожаротушения
10.jpg
11. Емкости для хранения базового масла
11.jpg
12. Предупреждения повсюду. И да, держитесь за перила
12.jpg
13.
13.jpg

На заводе в Торжке пятидневка, люди трудятся в две смены с семи утра до 11 вечера. Всего на предприятии работает около 80 человек. Условия труда приемлемые. Формально, производство вредное, но на заводе очень чисто, примерно так же, как на заводах, на которых собирают автомобили, а шума существенно меньше. Кроме того, в отличие от сборочных линий автозаводов, конвейер практически полностью автоматизирован, людям остается лишь следить за тем, чтобы не было сбоев, а также проверять качество тары и готовой продукции. Многие рабочие выглядят как надсмотрщики за бочками и канистрами, они стоят у конвейера в позе американских полицейских, широко расставив ноги и сложив руки за спиной следят за проезжающими мимо емкостями с маслом. Картину дополняют специальные очки, которые обязаны носить в цехах все от сотрудников до посетителей. Они нужны для того, чтобы брызги горячего масла не попали в глаза, хотя и брызг нет, и масло не горячее, а теплое.

По сути, завод представляет собой большой блендер, в котором так называемое базовое масло смешивают с присадками. Компоненты перешивают, в большинстве случаев, при температурах 35-40 градусов. Естественным ограничением является температура розлива масла в тару - 40 градусов. Смешивать холодные компоненты невыгодно, т.к. в этом случае процесс занимает существенно больше времени. В некоторых случаях, технология требует смешивания при более высоких температурах, около 60 градусов. Полученный готовый продукт приходится охлаждать до 40 градусов перед розливом в тару.

14. Все опутано трубами с маслом
14.jpg
15. Сам блендер
15.jpg
16. Вид сбоку
16.jpg
17. Здесь хранят поступающие на завод присадки
17.jpg

К сожалению, самое дорогое, синтетическое базовое масло и присадки в России не производятся и поставляются на завод из-за рубежа. В Торжке стремятся увеличить локализацию и в перспективе производить все масло из российских составляющих, но пока до этого далеко. Компоненты должны удовлетворять жестким требованиям качества, в "Шелл" говорят, что российские производители в настоящее время не могут предложить продукцию надлежащего уровня. По правилам, базовое масло или присадки с нарушенными характеристиками бракуют и возвращают обратно поставщику. Правда, на деле таких случаев пока не зафиксировано. Сторонние добавки, якобы улучшающие масло, в "Шелл" использовать категорически не рекомендуют. Там говорят, что масло это полностью готовый продукт, а сторонние присадки никто не исследовал и неизвестно, как они повлияют на формулу. Рассказали на заводе и о том, как каждый водитель может определить, насколько часто ему следует менять масло. Этот рассказ я вынес в отдельный пост.

18.
18.jpg
19. Вот здесь под трубами что-то насыпано
19.jpg
20. Крупнее
20.jpg

Качество конечной  продукции постоянно проверяют в заводской лаборатории. А нас привезли в Торжок не только для того, чтобы показать работу завода, но и рассказать о новой системе защиты от подделок. Подлинное масло призваны защищать специальные наклейки с голограммой. Ее трудно подделать саму по себе, т.к. голограмма содержит несколько степеней защиты, но наклейки содержат также 16-значный код, который позволяет проверить подлинность масла на сайте компании. Здесь система защиты тоже многоступенчатая. Если код верный и он вводится впервые, можно быть уверенным на 100%, что масло настоящее. Если же код вводится не первый раз, система сообщит об этом. В случае, когда код вводили уже более пяти раз, система предупредит об этом и масло будет признано неблагонадежным. Емкость с такой продукцией можно будет не вскрывая вернуть продавцу. К сожалению, новые защитные наклейки используются только для 200-литровых бочек, защита маленьких канистр не такая серьезная.

21. Защитная наклейка
21.jpg
22.
22.jpg
23. Роботы складывают коробки на палеты
23.jpg
24.
24.jpg
25. Роботы обматывают бочки пленкой
25.jpg
26. Тара для проб масла
26.jpg
27.
27.jpg
28. Роботы лепят наклейки на бочки
28.jpg
29. Наклейки с защитной голограммой наклеивают вручную
29.jpg

В последнее время, когда речь заходит об автомобильном рынке России и смежных отраслях, то тут же вспоминают об убытках. От кризиса пострадали не только производители автомобилей и дилеры. Значительное снижение продаж зафиксировали и шинники, многие водители предпочитают отложить покупку новой резины на год-другой. Производители масел в этом смысле белые вороны.  Объемы продаж в отрасли сократились всего на 5-10%, а выручка даже возросла вместе с ростом доли продаж дорогих синтетических масел. Объясняется это просто: стоимость замены масла относительно невысока, а требования достаточно жесткие - замена каждые 10-15 тыс км пробега или каждый год. Придерживаться их стараются даже водители машин, у которых закончилась гарантия.

30.
30.jpg
31.
31.jpg
32. В этом шкафу совершается таинство розлива масла по канистрам
32.jpg
33.
33.jpg
34. Заводская лаборатория
34.jpg
35.
35.jpg
36.
36.jpg

В завершение хочу сказать пару слов о логотипе компании "Шелл" - красно-желтой ракушке. История компании началась в 1833 году, когда отец ее основателей, английский купец Маркус Сэмюэль открыл в Лондоне небольшой магазин и стал торговать экзотическими безделушками, в том числе морскими раковинами.  Спустя много лет, в 1891 году, его сыновья Маркус мл. и Сэм оказались в Батуми, где решили наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Ближний Восток. Спустя год первый танкер отправился из России в Бангкок с грузом в 4 тыс тонн керосина.  Впоследствии танкеры стали получать названия разных видов морских ракушек. С течением времени дизайн торговой марки менялся, первоначально она представляла собой раковину мидии, в наши дни это раковина морского гребешка. Добавлю, что нынешняя эмблема была разработана в 1971 году.



Теги: